Номер 25 (564), 22.06.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ПО АРХИВАМ СБУ

ВАСИЛИЙ ВРОНСКИЙ – «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

ВЫЧЕРКНУТЫЙ ИЗ ИСТОРИИ И ЖИЗНИ

(Окончание. Начало в № 21-24.)

Надо отметить, что вопреки утверждениям советских историков, одесских коммунистов румынские власти также не преследовали, при условии их регистрации в полицейском участке, отказа от политической и антирумынской деятельности, нееврейского происхождения. Сотни коммунистов, самостоятельно зарегистрировавшиеся в полиции Одессы, после прихода Советской Армии изгонялись из ВКП(б) и репрессировались. Подвергался Вронский и недолгому аресту румынской полицией за то, что принял на работу в театр и укрывал двух евреев, которых все же выявили и арестовали.

В театре Вронского постоянно ставились классические пьесы: Шекспир, Островский, Чехов.... Вдумайтесь, с июня 1942 по март 1943 года было поставлено более 120 пьес, практически каждую неделю премьера!

Театр Вронского наряду с Оперным театром стали главными культурными центрами Одессы, поддерживая в людях дух и надежду на лучшее, повышая их культурный уровень. Театр давал пропитание 40-55 артистам и работникамцены и их семьям. Часто Вронский ставил бенефисы ведущих актеров, причем весь сбор от бенефиса получал актер-именинник. Ведущими актерами в трупе были: Домбровский, Фалеев, Еланский, Савельев, Савченко-Зорин, Иванов, Верецкий, Сныну.

В Одессе, в ноябре 41-го, умирает от туберкулеза жена Вронского Елена Доризо, и он женится снова на сорокадевятилетней Елене Триевой.

Артисты потом вспоминали Вронского только добрыми словами, заявляя даже на допросах, где следователи Вронского стремились растоптать, что к коллективу театра он хорошо относился, некоторым даже помогал материально. И сейчас вспоминается старикам его подтянутая, широкоплечая фигура, учтивая полуулыбка, доброжелательность и самоуважение.

Но в его жизни были и серьезные ошибки... В 1942 году, по требованию отдела пропаганды оккупантов, театр Вронского четыре раза ставил пьесу "Божий одуванчик" Петра Першина о зверствах чекистов и преступлениях коммунистов. Причем сам Вронский играл роль следователя, так как знал быт политического заключенного. Эту пьесу ему припомнят чекисты в 1944 году, и она станет главным пунктом обвинения.

Еще одна ошибка, испортившая ему жизнь... В одесском журнале "Колокол" в 1942 году выходят две статьи Вронского, в 1943 году еще статья в газете "Одесская газета". В них он поносил советскую власть и ее порядки. Так, в газете "Одесские новости" он сравнивал советскую власть с властью дьявола, а оккупацию Одессы трактовал как избавление.

Но время и судьба были неумолимы. За ошибки тогда платили собственной кровью... Советские войска в марте 1944 года подошли к Одессе, и судьба города была уже предрешена... Немецкое командование отстранило румынскую власть в Одессе, как неспособную к сопротивлению. 20 марта 1944 года Вронский бежал в Румынию. Перед отъездом он настоял, чтобы из театра не было вывезено имущество, а управление театром передал административному директору. У германских властей были планы эвакуации театра в Германию для культурного обслуживания армии Власова. Но Вронский это решение саботировал, не организовал отъезда людей в Германию, и сам бежал в Румынию.

Свой отъезд с семьей в Румынию с основной колонной румынской администрации Одессы он объяснит на следствии двумя вещами: нежеланием оставаться под властью немцев после перехода власти в Одессе к немецкому военному командованию и боязнью быть расстрелянным или повешенным Красной Армией. Опасался Вронский и того, что в 1943 году он совмещал директорство в театре с работой в мэрии Одессы заведующим отдела искусств, а это ему, конечно, припомнят чекисты.

Но его нашли даже в отдаленной румынской провинции, в хаосе войны... Арестовал Вронского отдел контрразведки СМЕРШ 5-й Воздушной армии 6 октября 1944 года в Румынии, в городке Либлинг, где СМЕРШ действовал, как у себя дома. Вскоре Вронский был доставлен в Одессу для следствия. Его снова, как и в 41-м, обвиняют в связи с румынской разведкой, но теперь еще и в антисоветской агитации (дело № 2494).

Допросы длятся по 4-5 часов ночами или утром каждый день. Больного и старого Вронского вынуждают признаться в антисоветской агитации, в симпатии к румынам, но шпионом он себя так и не признает, хотя соглашается с обвинениями в антисоветской агитации. Доказать, что Вронский сотрудничал с генералами румынской контрразведки и разведки - Абрамеску и Балатеску, с немецкой полицией, следователям так и не удалось...

2 марта 1945 года военный трибунал войск НКВД осудил Вронского на 10 лет исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества (а имущества у него было: золотое кольцо с камнем и часы на сумму 540 лей) по статье 54 - 1а. В то же время дело Вронского 1941 года было прекращено.

Вронский был признан годным к тяжелому физическому труду и отправлен на изнурительные работы в концлагерь, хотя ему было уже 62 года. Тогда же арестовали и директора, режиссера и хозяина Театра музыкальной комедии и драмы Евгения Максимовича Онипко (одессит, украинец, 1913 года рождения) и Николая Петровича Савченко - режиссера Оперного театра в 1941 году. Но их после длительного следствия отпустили.

Многие литераторы, артисты и журналисты Одессы румынской были репрессированы в 1944-46 годах, получив от 25 до 10 лет лагерей: поэты О. Жданович, О. Номикос, прозаики: Б. Лукьянов, А. Масленников и многие другие. Попал в лагеря и певец Петр Лещенко.

Последним словом актера было обращение с жалобой на суровость приговора в 1947 году... Но его никто не услышал... Вронский умер в феврале 1952 года от непосильного труда и безысходности в сельскохозяйственной ИТК-12 Николаевской области, похоронен в неизвестной общей могиле. Мать сыра земля приняла и сотни его почитателей, многие из которых также оказались жертвами кровавой диктатуры.

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК - академик,

В. САВЧЕНКО - доцент.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка